Шнурок гагарина
Дальше свое слово сказала часть населения уважающих стиль. Отрезки шнура выросли в полезный аксессуар. Находчивые стилисты курток и сандалий выбирают их для выделения особенности владельца, приверженности современному социальному движению или тусовке.
Из простого куска сплетенных нитей шнурок превратился в аксессуар, которой модельеры уделяют важное внимание.
staroverov1 12.04.2011
Гугл затих, никто не вышел на подмостки. Это, конечно, гипербола,
про Гагарина сегодня пишут многие, особенно любят делать это
ровесники гибели СССР - прыщавые существа, которые обожают Сталина,
не иначе потому, что тот сам и дал старт первому космонавту - ещё
из Мавзолея, это называется мумия возвращается.
Либерально настроенные колумнисты выглядят сегодня несколько
смущённо - 12 апреля 1961 пришлось, вы будете удивлены, на
советскую эпоху, этот факт отрицать правозащитникам как-то глупо, а
принять его ой как не хочется.
Обычные жж-юзеры, как обычно, боятся написать банальность, оттого
эту банальность с немалым успехом и пишут.
Староверов - обычный жж-юзер.
Едва ли не главной гагаринской мифологемой был развязавшийся
шнурок. Свидетели того, как Гагарин шёл по красной ковровой
дорожке, дабы отчитаться Хрущёву о проделанном полёте (а этих
свидетей было миллионов тридцать, и скаждым годом это число только
росло) с дрожью в голосе рассказывают: "Смотрю я, а у Юрия
Алексеевича того... шнурок развязался. И я сжимаю кулаки: дойди, не
упади, только дойди, тебя Никита Сергеевич ждёт. Старушки молятся,
пионеры вытирают слёзы - вот сейсчас опозоримся перед всем миром -
и это-то в самое начало космической эры!
Дошел. Не упал. Ещё и ногой притопнул".
Другие тридцать миллионов свидетелей доказывают, что шнурка и не
было, это либо брак кипоплёнки либо кусок... ну, что там лежит ну
нас на дорогах, того и кусок. Воспоминания самого Гагарина о
знаменитом шнурке - позднейшая фальшивка.
И все смортрят на тебя не умеющими лгать глазами - так глядят на
обречённых пациентов разве что добрейшие нянечки в онкоцентрах:
"Эх, милок, как жалко тебя, мОчи нет, жить-то тебе осталось
полгода, да что там, два месяца, да не смотри ты на меня так, я ж
молчу, ничего не говорю, ну куда ж ты по стенке-то пополз, синяк
посадишь, а синяком как жить?"
Господа, давайте уже решим: шнурок был. И Гагарин был. И мы были в
космосе первыми. Советские - не советские... Первые.
А вот были ли американцы на Луне - это большой вопрос:)
Он - первый! Он - герой! Рвет лайнер небо.
Сейчас! Вот-вот! Увидим мы ЕГО!
А как встречать?! По - русски - белым хлебом?
Как Бога - красным, пенистым вином?
Генсек со лба салфеткой пот стирает.
Соратники, волнуясь, рвут платки.
Свершилось то, о чем давно мечтает
Весь мир... И обнажить пора клыки!?
Мы ПЕРВЫЕ! Запомните вражины!
Не только можем туфлями стучать...
А если и горят еще лучины...
Вполне покажем кузькину вам мать!
Вот лайнер сел и встал у трапа точно.
Открылся люк... Все замерло вокруг...
И вышел ОН! И утвердился прочно
В ковер, впечатав форменный каблук.
Вздохнул! И полетел к земле по трапу,
Не чувствуя, казалось, своих ног...
И тут...!!! Вот случай! Я снимаю шляпу!
На правой развязался вдруг шнурок!
Мгновенья - миг! Растерянность с испугом?
Но нет! Он строевой не скомкал шаг...
Став близким всем - родным и просто другом.
И был шнурок победы добрый знак.
Победой над безумством войн, что горе
Несут одно, сжигая все дотла
А красота, величие земное
Любви лишь просит, мира и тепла.
ОН - ПЕРВЫЙ! И улыбкой доброй, нежной
Планету всю на веки покорил.
ОН стал для всех синонимом НАДЕЖДЫ.
И ВЕРЫ в то, что не взорвется МИР.
Вот так порой бывает в жизни нашей.
Простой шнурок... Так мелочь, штрих один!
Но если он развязанный не страшен,
То с ним и МИР войной НЕПОБЕДИМ!!!
Екатерина Аккуратова: Зайти пострелять, да. Когда один раз на достаточно сложной картине в элитном кинотеатре я, облокотясь о поручни, нажала на какую-то кнопку, и когда ко мне вдруг сбоку подошел официант и спросил меня, чего я изволю, я даже не поняла, что происходит - это какой-то розыгрыш.
Но когда второй раз повторили, и я увидела в темноте, что человек формально одет и стоит в ожидании того, что я захочу - поесть, выпить, кока-колы или кофе… Это тоже, наверное, чрезмерная внимательность к зрителю, такое предвосхищение его желаний во время просмотра, это тоже не лучшая черта, которая внедряется с особой коммерциализацией кинопросмотров. Давайте все-таки смотреть от начала до конца, но при этом не путая собственный диван с чашкой чая и кофе с кинозалом.
Иван Толстой: Я вижу, вы низко ставите румынский оркестр?
Екатерина Аккуратова: Нет, румынский оркестр хорош все-таки в ресторане.
Иван Толстой: Несколько лет назад я беседовал с одним человеком в студии, и у нас речь шла не об учителях, а о преемственности эпох, о терроре шла речь, и так далее. Несколько человек было в студии, он сидел и отмалчивался.
Я увидел по его молчанию и по его бровям, что он не согласен с некоторыми простыми и ясными демократическими и правозащитными тезисами говорившего. И тогда я обратился к нему с вопросом на ту же тему.
И этот очень известный, очень почтенный историк, которого можно часто видеть и в телевизионных программах, он сказал, что абсолютно неважно, что при Сталине в годы террора были уничтожены какие-то яркие люди и выщелкнуты целые звенья преемственности. Потому что, утверждал он (мне показалось, что в этом был такой нахальный вызов, тезис провокационный был специально для того, чтобы поспорить и, тем не менее, в этом была глубокая точка зрения, глубокая убежденность в этом звучала), потому что всякий настоящий человек становится настоящим только сам, он должен до всего дойти - без всяких опор, без костылей.
И если он чего-то стоит, если Господь Бог запрограммировал его на то, что он должен что-то стоить, он этого должен добиться. И учителя, можно было бы сделать вывод из того, что он говорил, учителя не имеют значения.
Это, конечно, была оплеуха тому третьему, кто присутствовал в студии и кто говорил демократически безусловные вещи, азбучные истины произносил. По-моему, азбучность этих истин третьего участника программы, она, собственно, и бесила.
Потому что в этом была большая банальность, в том, что говорил демократ, «демократ с маленькой буквы», как говорят американцы. Тем не менее, это была хоть и интеллектуальная провокация, но в этом была определенная мысль.
Может ли человек сам стать, кем ему суждено, или все-таки учителя - это некое высшее, а, может быть, необходимое благо. Как вы думаете?
Екатерина Аккуратова: Я могу судить только, наверное, по себе.
Иван Толстой: К вам и обращен мой вопрос.
Екатерина Аккуратова: Я не знаю, чего я добилась и кем я стала, но в любом случае я не стала бы тем, если бы я не общалась и не воспринимала что-то от людей, окружающих меня. Учительство – это же не посыл учителя (ты либо принимаешь, либо не принимаешь), – это ответ ученика.
Иван Толстой: Екатерина, кто еще формировал ваш характер и ваши представления о мире?
Екатерина Аккуратова: Я начала говорить о киношколе, и так счастливо случилось, что я поступаю во ВГИК, я поступаю во Всесоюзный государственный институт кинематографии в мастерскую режиссуры научно-популярного кино, мой профессор - это Александр Михайлович Згуриди. Необыкновенный, интеллигентный, очень тонкий и потрясающе ясный и светлый человек.
У него мы учились мастерству. Что такое мастерство,
Александр Михайлович это делал.
Иван Толстой: В этом и было мастерство.
Екатерина Аккуратова: В этом было мастерство.
Иван Толстой: Правильно не помешать.
Екатерина Аккуратова: Но я бы хотела рассказать еще о тех людях, которые просто учили нас гуманитарным знаниям, без которых наше формальное мастерство или желание поработать с пленкой становилось бессмысленным. Во ВГИКе преподавал Владимир Яковлевич Бахмутский, он преподавал историю западноевропейской литературы от античности до современности.
Наверное, если вы возьметесь почитать какие-то воспоминания студентов ВГИКа за 80-90 годы, не будет, наверное, ни одного человека, кто не упомянул бы его имя. Кафедра литературы, кафедра зарубежного искусства – это были те самые преподаватели, которые из нас и делали тех настоящих творцов, если это вообще возможно сделать, они просто делали из нас нормальных мыслящих людей. Как-то читая про ВГИК какие-то воспоминания или интервью с режиссерами, которые добились очень серьезных и больших успехов, мне всегда приятно, пробегая глазами, если они вспоминают прошлое, видеть те же самые имена тех же педагогов, у которых училась и я. И всегда среди этих педагогов будет Владимир Яковлевич Бахмутский.
Иван Толстой: Как же он учил, что он вам и всем так запомнился?
Екатерина Аккуратова: Многим он запомнился, как, наверное, и мне, тем, что мы недостаточно хорошо у него учились. Потому что это был такой потрясающе образованный и необыкновенно требовательный к себе человек, что его лекции были так сложны и так прекрасны, что проще было улизнуть на просмотр иногда, чем выслушать все от начала до конца, и не только выслушать, но и вникнуть во всю архитектуру построения его доказательств и рассказов.
В интернете даже есть маленький ролик, посвященный Бахмутскому, снятый в 90 годы уже, четырехминутный ролик, снятый студентами. Владимир Яковлевич, читающий Гомера, и засыпающие на партах студенты. К сожалению, это бывало.
Но я скажу честно: я опять садилась на первую парту и слушала. Потому что то, что он рассказывал, учило меня читать. Оказывается, мы пришли в институт, мы называли себя уже режиссерами, операторами, сценаристами, а мы порой даже не умели читать тексты.
Мне запомнились на всю жизнь его разборы Рабле - «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Владимир Яковлевич понимал, что мы всего не прочтем – и это было ясно с самого начала. Но научить нас читать романы, читать книги: прочтите хотя бы одну книгу так, чтобы вы ее знали и понимали, как она построена, вдыхали, произнося эти тексты, ароматы той литературы, которую вы читаете, чтобы вы научились мыслить и идти за мыслью автора.
Только понимая, как это сделано в книге, вы сможете это сделать в фильмах и на экране. Наверное, может быть, я упрощаю его месседж, наверное, его задачи были гораздо шире, но мне очень важно было учиться у него, потому что так я прочитывала его лекции, так я понимала то, ради чего мы ходим на эти занятия по литературе, по истории искусств, почему нас, как будущих режиссеров, этому учат.
Иван Толстой: То есть вы хотите сказать, что существуют некие общие формулы искусства, неважно какого, искусства вообще и психология его восприятия. И те люди, о которых вы сегодня рассказываете, учителя - это люди, которые эти формулы помогают обнажить?
Екатерина Аккуратова: Конечно.
Иван Толстой: Екатерина, вы делаете фильмы документальные. Документальные фильмы предполагают отступление в рациональные взаимоотношения со зрителем. Потому что, мне кажется, режиссер документального фильма хочет внятно и толково объяснить, что же произошло.
А иррациональное в киноискусстве вас не влечет? А про любовь?
Екатерина Аккуратова: Мне кажется, что иррациональное начинается там, где заканчивается сюжет, заканчивается история и остается некоторое послевкусие. А послевкусие может остаться и после документального фильма, а может не остаться после фильма про любовь. Вот это то самое, что либо получается, либо не получается.
Я не знаю, я не буду судить о своих фильмах. Скажу так: то, что мы называем иногда удачей, кажется, удачно складывается, хороший эпизод, все сложилось. Проходит какое-то время, ты к этому относишься совершенно по-другому и понимаешь, что осталась только информационная часть.
Информация сложилась хорошо. А что-то, что было не так ярко и заметно в производстве, когда ты смотришь уже готовый фильм или слышишь чьи-то отзывы, ты понимаешь, что ради этого это все и снималось, ради того, что забыли выключить камеру, что называется, и произошло самое главное.
Иван Толстой: Расскажите о тех самых главных вещах, которые вы сделали в кино, субъективно?
Екатерина Аккуратова: Ой, так трудно. Главные вещи... Мне всегда хотелось заниматься чистой журналистикой, и я поступаю на научно-популярное кино.
Так получается, в этот год нет набора на документальное кино, хочется попробовать себя - и меня берет к себе Александр Михайлович Згуриди. Конечно, здесь есть свои плюсы: мы учимся актерскому мастерству, мы занимаемся по программе мастерских художественных кино, потому что в будущем режиссеру научно-популярного кино предстоит работать с тем, с чем сейчас работают и документалисты тоже, - с актером, с ведущим. Но тяготение к документальному кино ведет меня к тому, что я все время стараюсь снимать какие-то фильмы-портреты, то есть, сохраняя баланс между составляющей научной, популярной, какой угодно, смотря по тому, с каким героем мы имеем дело, и возможностью снять живого человека.
Фильм, за который мне на самом деле не стыдно… Вы задали вопрос, я была не готова к тому, что буду рассказывать о своих фильмах, хотя, наверное, все равно приходится рассказывать, когда нет возможности их показать. И слушатель должен поверить мне на слово, как это было, хорошо или плохо.
Я сняла фильм, тоже было довольно много лет назад, еще работая на студии Центрнаучфильм под руководством, в объединении Александра Згуриди, куда он меня взял к себе после окончания института, назывался фильм «Пять вопросов к «Человеку». «Человек» – это студия, театральная студия, которая существует до сих пор под руководством Людмилы Рошкован. В конце 80-х годов огромный всплеск интереса к такому полуподпольному театру.
В каждом институте, в каждом подвале появляется маленький театр, профессиональный, не очень… И благодаря каким-то жизненным ситуациям, встречам, совпадениям (что я знакома с кем-то, кто работает там), я оказывают вовлеченной в жизнь этого театра и понимаю, что самое главное происходит – там формируется поколение 30-летних, на мой взгляд. Там работают Роман Козак, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий, Макеев, режиссер, там ставит свои первые спектакли Женовач.
Начинают массы интересных актеров. Это любительская, почти любительская театральная студия, в которую приходят профессиональные актеры из МХАТа.
И это некий перелом в их судьбе, они отказываются от профессионального большого театра, чтобы свободно работать и свободно делать, что они хотят, на крохотной сцене такого полуподвального театра. Мы снимаем много интервью, мы живем вместе с этим театром, мы снимаем спектакли.
И после этого начинаем складывать фильм. Сегодня он имеет, прежде всего, ту ценность, что мы запечатлели этих людей молодыми, живыми, репетиционные процессы какие-то.
Иван, трудно похвалить себя или сказать, что этот фильм имеет какое-то значение в череде фильмов, которые снимаются о театре. Нет. Но мы остановили на секунду те мгновенья счастья, которыми жили эти люди в это время.
89 год, мы все очень молоды, нам всем по 30 лет, у нас у всех огромные планы впереди - и с этой стороны рампы, и с другой. Я вспоминаю этот фильм как необыкновенный период счастья, когда все еще в будущем. И мне кажется, что этот месседж (тогда даже такого слова не было), этот посыл я сумела сделать главной темой и реализовать его в этом небольшом фильме.
Прошло довольно много лет, и в этом году я столкнулась с возможностью сделать фильм о живых людях, я делала проект для компании «Икеа», где мы рассказывали о людях, которые берегут какие-то свои вещи, дорожат своими воспоминаниями. Каждый рассказ человека – это тоже как небольшой спектакль. Человек говорит о вещи, а исповедуется о себе.
Может быть, много лет разделяют эти фильмы, но в чем-то для меня они едины. Это возможность поговорить о сегодняшнем времени.
Если там было поколение 30-летних, то здесь люди самых разных возрастов, но их объединяет то, что они ценят, - это ностальгическая любовь к вещи, которая несет в себе уже не утилитарный характер, а некое связующее с прошлым, возможность сохранить вещь, оставить ее в будущем для своих детей, для своей семьи, некая семейная ценность. По крайней мере, мне нравится сама постановка вопроса, и мне кажется, что мы нашли правильный тон и умело сделали то, что мы сняли живых людей, в живых ситуациях, дали им возможность рассказать о себе посредством разговора об этих самых простых и памятных для них вещах.
Мы тем самым сохранили на секунду сегодняшнее время. И то, что выполняет документальное кино, такое неформальное документальное кино, мы сделали это.
Иван Толстой: Теперь, если представить на месте учителя вас, вы чему своих детей учите?
Екатерина Аккуратова: Мои дети смотрят на меня и, наверное, видят, как я живу, как я строю отношения, как мы общаемся внутри семьи, как я отношусь к своей работе, к своим друзьям, к коллегам, родителям. Они взрослые люди, дочери 27 лет, сыну 16 лет.
Я думаю, что учить их чему-то, специально посадив перед собой на первую или даже вторую парту, - это бессмысленно, они другие, они уже люди другого поколения. Но я их учу тому, что я могу. Мы можем пойти вместе на какой-то фильм, который интересен им или мне, и поговорить на эту тему.
Иван Толстой: Они понимают вас?
Екатерина Аккуратова: Мне кажется, понимают. Им интересно то, что я делаю. Это самое, наверное, приятное, когда дети ждут твоей премьеры, смотрят, задают вопросы, хотя мне даже не казалось, что они обратят на это внимание и это сможет заинтересовать.
Наверное, они лучше нас. Они не читают книг так, как читали их мы. Наверное, у них не было такого восторга перед преподавателем литературы, который был у меня, и, может быть, он бы не стал одним из их главных учителей и преподавателей в институте.
Они живут какими-то другими не ценностями, а способами получения ценностей. Это интернет, это обилие современной музыки, обилие визуальных вещей, пришедших к ним немножечко по-другому, не так, как ко мне. Это не всегда самое лучшее в кино, как мы считаем, что надо смотреть.
Они, например, смотрят какие-то американские сериалы, сериал «Друзья» или сериал «Доктор Хаус», мне это не очень понятно. Вроде бы и они не относятся к непосредственно целевой аудитории, а, может быть, и относятся, я не знаю, на кого это было рассчитано.
Мне не всегда понятен юмор, который кажется им смешным. Но я вижу, что растут отзывчивые дети. Те интересы, которые у них возникают… Они пытаются во что бы то ни стало добиться того, чего они хотят.
Сын хочет стать кинооператором, занимается фотографией, ходит на курсы, готовится к поступлению. Дочка, отучившись на журфаке, все-таки решила заниматься кино, правда, не в большом кино, она пошла в рекламу, она в компании, производящей достаточно хорошую, на мой взгляд, не стыдную рекламу для телевидения.
Иван Толстой: Ну, гвоздь у вас генетический.
Екатерина Аккуратова: Может быть. Еще их отец, мой муж, он тоже кинематографист.
Иван Толстой: А кто он?
Екатерина Аккуратова: Мой муж из семьи потомственных кинематографистов. Его дед – это Роман Кармен, знаменитый наш режиссер.
Мой папа когда-то, вот так неожиданно впервые попав в группу к Роману Лазаревичу, не думал, что его внуки когда-то будут носить такую звонкую фамилию кинематографическую. Мой муж - внук Романа Лазаревича, его отец тоже кинооператор, проработавший всю жизнь, Роман Кармен-младший, на телевидении.
Максим закончил операторский во ВГИКе, проработал много лет на российском телевидении. Сейчас он шеф бюро телевизионной компании «ABC News», он там и оператор, и шеф, и руководитель.
Но сейчас все его основные интересы в продюсировании, у него своя компания, он продюсер телевизионного кино и телефильма. Он снимает телевизионные игровые фильмы со своими коллегами, я у него иногда делаю и документальные фильмы.
Только, наверное, муж может выдержать тот тайминг, который необходим для создания документального фильма не на скорую руку. К сожалению, у меня не получается делать фильмы быстро, я их делаю долго, в течение года. Я надеюсь, что результат оправдывает такую длинную предысторию, подготовку и поиск материала.
Мой дед в свое время работал в кино, потом он стал работать в киноархиве у Авенариуса, занимался дореволюционным русским кино.
Иван Толстой: Ваш дед - кто?
Екатерина Аккуратова: Мой дед по линии мамы с фамилией Елизаров, Георгий Кузьмич Елизаров, он работал в свое время с режиссером Птушко до войны, а после войны работал в Белых столбах в архиве. Но он довольно рано умер после войны, придя с ранением, в 63 году его не стало. То есть практически его киновлияние, скорее, только генетическое.
Мой дядя со стороны мамы - Роман Григорьевич Григорьев - довольно интересный и, может быть, несправедливо незамеченный на фоне Романа Кармена режиссер, который тоже работал на студии документальных фильмов, который снял очень много интересного документального кино. Одна из его картин - «Улица Горького». Нет фильма о 60 годах, где не прозвучали бы и не заиграли бы его кадры.
Я сама неоднократно обращалась именно к его архивам. Потому что это большой полнометражный фильм, его глазами мы сейчас видим Москву 60-х. Это был большой фильм о Москве, и там очень много было снято прекрасных бытовых сцен, людей, кафе, переходы, московский дождь - это все снято моим дядей.
Я хотела бы одно слово рассказать о съемках. Папа, Аккуратов Евгений Васильевич, проработав на ЦСДФ оператором, необыкновенно гордился тем, что какие-то кадры вошли и в нашу общую большую кинохронику, киноисторию. Он один из немногих операторов, кто встречал Гагарина в Москве, прилет Гагарина во Внуково.
Иван Толстой: Когда он идет с развязанным шнурком?
Екатерина Аккуратова: Вот развязанный шнурок снял мой папа. Второй оператор стоял на крупном плане с другой стороны, у папы был общий план.
Оптика была не сменная, ставился объектив такой, какой ставился, если ты стоишь на общем плане, то ты производишь материал с общим планом. Папа рассказывает, что когда они приехали со съемки, тут же (событие такого значения!) сдаются кассеты, он сдает кассету.
Через какое-то время выходит начальник проявочного цеха и говорит ему: «Аккуратов, что ж ты снял брак?». Папа, к этому времени достаточно опытный кинематографист: «Какой брак?». «Почему у тебя первый космонавт идет с развязанным шнурком? Что же, ты не мог его немножечко покрупнее взять?».
Здесь какой был ответ: «Взял так, как взял». Но папа, рассказывая эту историю, всегда говорил: «Для меня, конечно, в какой-то момент, я вижу, что спускается Гагарин и этот развязанный шнурок.
Но это такая человеческая эмоция, это такая искренность и неподготовленность в этом есть, и в этом столько настоящего, не придуманного, не заготовленного заранее. Я понимал, что уже сделать ничего нельзя, я буду снимать так, как есть».
И этот развязанный шнурок Гагарина, мне кажется, одна из самых человеческих нот, как и гагаринская улыбка.
Иван Толстой: Екатерина Евгеньевна, у вас не семья, а прямо Чинечитта какая-то.
Екатерина Аккуратова: Семья замечательная, потому что все мы смотрели и смотрим в одну сторону. Если мы учимся друг у друга, наверное, это огромное счастье. Если критикуем друг друга, то делаем это честно и, надеюсь, что мы делаем это созидательно.
Если ты критикуешь, приди и помоги, ведь ты тоже это умеешь. Не можешь снять, видишь, что кто-то не справляется, приди и помоги во время съемок, во время монтажа, во время озвучания. Поэтому мы всегда вместе.
Первоначально никто не планировал торжественной встречи Юрия Алексеевича Гагарина в Москве с участием руководства страны... Всё решил в последний момент Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв.
За Гагариным в Куйбышев прилетел самолёт Ил-18. На подлёте к Москве к самолёту присоединились семь истребителей из Кубинки, составив почётный эскорт...
В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, журналисты. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта.
Спустили трап...
И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолёта к установленной у кромки взлётного поля правительственной трибуне. За ним жадно следят миллионы глаз – передача транслируется в прямой телеэфир. А тут – шнурок развязался!
Почему-то это так взволновало диктора Юрия Левитана, что перехватило голос. Ему вновь пора к микрофону – читать обращение ЦК КПСС к «советскому народу, народам всего мира, всему прогрессивному человечеству» о великом историческом событии, тут надо сконцентрироваться – а у Гагарина развязались шнурки на ботинках. «Не споткнулся бы», - горячо желал Левитан. В студии кто-то ойкнул и вслух повторил те же слова.
Развязавшийся шнурок стал той трогательной деталью, которая вдруг показала всем, что Юрий Гагарин – не небожитель вовсе, каким хотели представить его советские пропагандисты, а самый обычный человек. Вот идет по ковровой дорожке, небольшого роста самый великий в мире человек, а на правом ботинке мотыляется развязанный шнурок. Этот злосчастный шнурок в те минуты волновал Левитана больше, чем осознание величия самого момента встречи первого человека, только что вернувшегося из космоса.
Это уже потом из рассказа самого Юрия Гагарина Левитан узнает точно, что это был не шнурок, а подвязка от носка. Во время того самого исторического прохода Гагарина к встречавшим его Хрущеву, Брежневу, Суслову отстегнувшаяся подвязка больно била по ноге.
Но Юрий Алексеевич не споткнулся. Наверное, услышал мысли миллионов советских людей, горячо желавших ему держать шаг.
На глазах у миллионов людей, он шел доложить о выполнении задания Никите Сергеевичу Хрущеву. Глаза всего мира были устремлены на него. Он шел по красной дорожке, спокойный, со светлым взором и развязанным шнурком.
И глаза всего мира были устремлены на его шнурок.
BBC: У него развязался шнурок
А вот и нет. На самом деле это был не шнурок, а подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали.
У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге.
Так что, товарищи, можем спать спокойно шнурки подвигу не помеха! ;)
bbc.co.uk
Поправьте меня если я не прав, но по-моему корабль Гагарина назывался всё же Восток. Без 1. Следующий был Восток-2, а превый был просто Восток. Аналогично со всеми последующими сериями кораблей — Восход, Союз, Союз-Т, Союз-ТМ и т. п. MaxiMaxiMax 14:11, 30 Июл 2004 (UTC)
В интернете и так и так называют. Посмотрю в справочнике. Dodonov 14:26, 30 Июл 2004 (UTC) Нашел.
12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с был запущен космический корабль "Восток" (ЗКА), получивший название в печати "Восток", с лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным. Dodonov 14:31, 30 Июл 2004 (UTC)
В биографиях астронавтов США в английской версии Wiki есть раздел «Награды», поэтому добавил его сюда. Также добавлены разделы «Имя» (пара объектов, носящих имя Гагарина), раздел «Ссылки» (пока одна). В раздел «Полёт» добавлен позывной Гагарина на орбите. Везде подправлена грамматика (буквы «ё»). грЗемли 21:17, 27 Ноя 2004 (UTC)
В Узбекистане, в городе Гагарин Джизакской области (старое название Ержар) стоит самый большой в мире памятник Юрию Алексеевичу Гагарину. В этот маленький город приезжали космонавты Леонов и Гречко. —Эта реплика добавлена с IP 212.44.77.126(о) 10:16, 16 июля 2007 (UTC)
Напишу статью, получше и поподробнее, а то о таком выдающимся человке почти не чего не написанно. Возможно неточности и ошибки, так что проверяте свеже написанные куски--Leg 08:58, 2 октября 2007 (UTC)
Эпизод со шнурками
В конце фильма "космос как предчувствие" показывается кусок из документальной хроники - Гагарин шагает по красной ковровой дорожке и у него действительно что-то болтается на правом ботинке. Но он не останавливается и не поправляет, как написано в статье! К слову, и в ссылке, указанной в статье в этом месте, тоже не содержится подтверждений того, что Гагарин действительно исправил свой косяк. (timoha@lvs.ru). —Эта реплика добавлена с IP 213.187.251.225(о) 19:44, 12 ноября 2007 (UTC)
Отвечаю: То, что Гагарин присел и поправил что то на ноге, не для кого не секрет. И я думаю такие вещи не нуждаются в проверке. А вот, что он попавил, шнурки или подтяжку это уже вопрос по существу. "показывается кусок из документальной хроники" - это уже говорит само за себя. Кусок это не подтвеждение, надо смотреть полностью и давать ссылку на видео запись, а то некоторые каналы могут и присочинить. --Leg 19:31, 13 ноября 2007 (UTC)
Специально пересмотрел этот эпизод (вот вам прямая ссылка: фильм "Космос как предчувствие") - съёмка одной камерой, непрерывная - Гагарин идёт по дорожке, у него болтается что-то на ботинке, но Гагарин не поправляет, доходит до Хрущева и делает доклад. Съемка одной камерой и Гагарин из кадра ни на секунду не уходит!!!!
Прошу обратить внимание!!!! Опять же повторяю то, что написал в первом посте: в ссылке, указанной в вики-статье (вот в этойhi/russian/russia/newsid_7015000/7015537.stm BBC, интервью с Сергеем Хрущёвым), тоже не содержится подтверждений того, что Гагарин действительно исправил свой косяк.
И почему это - общеизвестный факт? Вовсе нет. Он нуждается в проверке, очень даже нуждается. - написал timoha (timoha@lvs.ru). —Эта реплика добавлена с IP 213.187.251.225(о) 15:44, 14 ноября 2007 (UTC)
Я понимаю, Вашу чувства, но я не видел эту видио запись, а верить на слово анонимам не привык. В своей книге вот, глава из книги Гагарина, где он пишет что, остановился, присел и завязал шнурок. Думаю Гагарину Вы верите, больше чем ТВ?
Кстати из документалки могли вырезать много чего, да бы сократить время записи, а Гагарин медлено шёл и дорожка была длиная... По ТВ, в те годы в прямом эфире показывали, поэтому для многих это не опровергаймый факт. --Leg 18:16, 14 ноября 2007 (UTC)
Ей-богу, смешно даже. Открываю вашу ссылку. Читаю:
"Надо было идти, и идти одному. И я пошел. Никогда, даже там, в космическом корабле, я не волновался так, как в эту минуту. Дорожка была длинная-предлинная. И пока я шел по ней, смог взять себя в руки.
Под объективами телевизионных глаз, кинокамер и фотоаппаратов иду вперед. Знаю, все глядят на меня. И вдруг чувствую то, чего никто не заметил,– развязался шнурок ботинка. Вот сейчас наступлю на него и при всем честном народе растянусь на красном ковре.
То-то будет конфузу и смеху – в космосе не упал, а на ровной земле свалился... Под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», делаю еще пять, десять, пятнадцать шагов, узнаю лица членов Президиума ЦК, вижу отца, маму, Валю, встречаюсь глазами с родным, подбадривающим взглядом Никиты Сергеевича Хрущева. Подхожу к нему и, взяв руку под козырек, рапортую: .........."
Ну ГДЕ вы здесь увидели, что Гагарин остановился и завязал шнурок????? Ткните меня носом!!!!!! И почему опять же я должен верить больше книжке (где очень часто литературные корректоры несколько приукрашивают, по согласию с автором) чем голому ФАКТУ киносъемки??
Да вот вы сами же нашли расхождение между тем, что написано в книге, и тем что было на самом деле: Гагарин пишет, что развязался шнурок, а вы выяснили, что это была какая-то подвязка с тяжелой больно бьющей по ногам пряжкой. Выходит, соврал Гагарин???
И на слово верить мне не надо. Я ведь ничего не утверждаю. Я просто привожу свои соображения. Считаю, что это мнение должно быть рассмотрено.
Вопрос конечно не бог весть какой принципиальный, и всё же разница есть. Если завязал шнурок - то это демонстрирует высочайшую внимательность и выдержку, если нет - то более обычные, присущие простым людям качества.- timoha (timoha@lvs.ru). —Эта реплика добавлена с IP 213.187.251.225(о) 19:10, 14 ноября 2007 (UTC)
Вы забыли, что сами ещё не предоставили источник своей убеждённости. Вот, тут написанно чёрному по белому, что Гагарин завязал шнурок. Если Вы убеждены в обратном, дайте источник своей убеждённости. Я видел по зомбо ящику не подходит, я например его не сомтрю.:)--Leg 09:49, 15 ноября 2007 (UTC)
В противовес вашей ссылке - лубочному обзору для журанала, даю свою - воспоминания очевидца, известнейшего космического журналиста Ярослава Голованова: Вот.- timoha (timoha@lvs.ru).
Вот ещё одна ссылка, здесь уже прямо говорится, что шнурок Гагарин не завязывал. Надеюсь, спор на этом исчерпан.- timoha (timoha@lvs.ru). —Эта реплика добавлена с IP 213.187.251.225(о) 13:33, 15 ноября 2007 (UTC)
"Я почувствовал величайшую несправедливость такой возможности, стало очень страшно за Гагарина, страшнее, чем когда он летал. И все, кто видел этот шнурок, молились шепотом: «Не наступи, не упади, дойди...» Потом мне приходилось слышать, что Гагарин будто бы увидел, что шнурок у него развязался, и, проявив исключительное самообладание и мужество, тем не менее продолжал идти к трибуне. Это был замечательный человек, не надо его приукрашивать, ничего он тогда не видел, никакого мужества не проявлял. Шел бодро и весело по красной ковровой дорожке и дошел до трибуны и, лихо вскинув руку к козырьку, начал рапортовать. "
Тут не написанно, что он дошёл до трибун с развязаным шнурком:). Но я начал сомневаться, если бы найти источник где, говорится, что Гагарин не присаживался поправить застёжку или что там было. То я бы перефразировал это предложение в статье. А так, пока в одних местах говорится, что поправлял, а в других и не говорится, но и не отрицается.:(--Leg 14:00, 15 ноября 2007 (UTC)
Вы откройте пожалуйста вторую ссылку. Вот что в ней написано:
Гагарин быстро сбегает вниз по трапу и под звуки марша уверенно идет к большой группе встречающих. Со всех сторон тысячи журналистов, фотокорреспондентов, операторы радио и телевидения смотрят на него, ловят каждый шаг космонавта.
И вдруг Юрий Алексеевич почувствовал, что шнурок одного ботинка развязался... Что делать? Остановиться и завязать? Нет!
Он идет, не обращая внимания на шнурок, и благополучно подошел к встречающим. Приложив ладонь под козырек, обратился к Первому Секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву....... —Эта реплика добавлена с IP 213.187.251.225(о) 14:15, 15 ноября 2007 (UTC)
Вы правы. Судя по всему Гагарин не останавливался и так и дошёл до трибун. Я нашёл источник и исправил это место в статье. Спасибо, что указали на ошибку, для меня истина важнее.--Leg 19:06, 18 ноября 2007 (UTC)
Обсуждение в англ. варианте статьи
Господа, в обсуждении в англоязычном варианте статьи развернута целая полемика был ли Гагарин первым космонавтом, эта тягомотина занимает место больше чем статья о самом Гагарине. Приводятся какие-то непонятные даты, какие-то сведения о, якобы летающих в космосе трупах советских космонавтов и даже с фамилиями, подозрительно похожими на те, что присваивают русским в голивудских фильмах, нелепыми такими...
Я хорошо перевожу, но не очень силён в составлении предложений на английском. Предлагаю поддержать их дискуссию... 91.144.169.68 20:42, 17 января 2008 (UTC)Boris Yershov
Нарисуйте ему награды!77.73.108.32 10:07, 23 февраля 2008 (UTC)
Это такой же бред, как и то, что американцы не летали на луну. Пусть преобразуют в отдельную статью и напишут, что Гагарин не летал в космос, по анологии с полётом на луну. --Leg 05:58, 25 февраля 2008 (UTC)
МЯУ
Здравствуйте! Заранее прошу прощения за невежество и неосведомленность. Но очень хотелось бы знать, почему биоргафия Гагарина начинается со слова мяу?? спасибо анна 207.237.124.5 02:03, 1 июня 2008 (UTC)
Неосведомлённость. Такого слова в статье нет. Если оно и было, то это была вандальная правка которую уже откатили. --Leg 15:44, 23 июля 2008 (UTC)
NewPP limit report Parsed by mw1052 CPU time usage: 0.104 seconds Real time usage: 0.119 seconds Preprocessor visited node count: 150/1000000 Preprocessor generated node count: 715/1500000 Post?expand include size: 3623/2048000 bytes Template argument size: 1294/2048000 bytes Highest expansion depth: 6/40 Expensive parser function count: 0/500 Saved in parser cache with key ruwiki:pcache:idhash:4359012-0!*!0!!ru!4!* and timestamp 20141019100110 and revision id 52138477
Источники:
http://yablor.ru, http://www.stihi.ru, http://www.svoboda.org, http://www.retroportal.ru, http://wnyrki.wordpress.com, news.bbc.co.uk, http://ru.wikipedia.org
Еще статьи:
Комментариев пока нет!