Плетение из 2 шнурков
Что может быть удивительного в кусочке шнура. А простой мудрый изобретатель придумал пропускать тонкую веревочку в сделанные дырки и связывать детали сапог, снаряжения или подвязывать маленькие предметы, для удобства. Затем свои "пять копеек" вставила мода.
Шнуровки перевоплотились в полезный элемент декора. Талантливые модельеры туфлей и одежды рассматривают их для определения стиля человека, отнесения к популярному социальному кругу или группе. Из простого куска веревки шнурок преобразился в вещь, которой стилисты уделяют какое-то внимание.
Рис. 5. Петельные линейные орнаменты плетения. Внизу модели.
Эти орнаменты отражают технику плетения из непрерывного шнура, уложенного петлями, сцепленными в ажурную полосу. Ход шнура, образующего петли, может быть разным: спиральным, с зацеплением каждого витка последующим или через виток назад с Z -или S -образным ходом шнура с зацеплением на поворотах.
В приводимых рисунках есть схемы, которые не оснащены ссылками на памятники искусства. Эти орнаменты автором пока не найдены, но они, несомненно, существуют, исходя из логики приемов.
Петельные плетенья со спиральным ходом шнуров (рис. 5 (1—5)
На рис. 5(1) дана схема простого петельного плетения в один шнур и два варианта плетения по этой схеме в два параллельных ряда, сцепленных верхушками петель или их основаниями (2, 2а).
В грузинской средневековой резьбе по камню [41, с. 79] узор, выполненный по схеме (2а), сильно изменен благодаря раздвижкам в форме колец (26). Спиральным ходом шнуров можно сплести цепочку, чередуя два шнура (3); более сложное плетенье может быть выполнено из двух таких цепочек, сцепленных верхушками петель (4). Подобный прием использован в заставках Апостола XV в. [36, с. 251], где сцеплены два ряда свободных петель в один и в два шнура (2б, 4а).
Петельная плетенка с зацеплениями через кольцо (третье — за первое) известна по находкам фрагментов вязаных изделий при раскопках древнего Новгорода. Это плетенье известно в двух вариантах: с зацеплением колец и одновременно их переплетом и с одними лишь зацеплениями (5, 5 а).
При анализе вязаных предметов из древнего Новгорода А. Нахлик [14] приводит первый способ, который выполним только с помощью иглы (5). Как свидетельствует А. Нахлнк, самая ранняя находка такого изделия относится к началу нашей эры.
Эта техника сохранилась до наших дней в Скандинавии. Таким способом до сих пор плетутся рукавицы.
Другой вариант этой цепочки (5а)—с единственным зацеплением в раппорте выполним с помощью вязального крючка. Этот прием прослеживается издревле до наших дней в применении к военному костюму.
Цепочкой с зацеплением третьей петли за первую вязали подшлемники и подкольчужники XII в. Кивера и доломаны гусар XIX в. до 1907 г. украшали галуном, связанным из струнцала тем же способом. Точно так же в наше время делают галуны-цепочки для офицерских фуражек и аксельбанты военных музыкантов.
Эта цепочка могла быть не только связана свободно крючком, но и вышита на ткани. Рубаха князя Скопина-Шуйского (начало XVII в.) расшита золотной нитью этим швом, подобным тамбурному, но более плотным 1. Здесь золотная нить с помощью крючка вытягивалась с изнанки на лицевую сторону рубахи петлями, каждая из которых перекрывала не одну, как в простом тамбуре, а две предыдущие петли.
Петельные плетенья ходом шнуров в направлении Z (рис. 5 (6—9)
Эта техника отражена в ряде памятников как в орнаментике, так и в дошедших до наших дней предметах. В декоре Рождественского собора XV в. Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде высечено ажурное плетение [42, илл. 18, 44] (7) ходом шнура, показанным на схеме (6).
При таком плетении с зацеплениями ходом только «к себе» (или только «от себя») получается плоский поясок. При чередовании зацеплений «от себя — к себе» (6а) образуется цепочка, обладающая свойством закручиваться спиралью.
В книжной заставке XIII в. (8а) нарисована такая же цепочка, сплетенная из двух шнуров с тем же чередованием зацеплений (8). Прямые аналогии такому плетенью — гривны из Волжской Болгарии X — XIII вв. из серебряной проволоки [43].
Техника их изготовления впервые приводится в настоящей работе. Г. Ф. Корзухина, описывая гривну из клада у д. Хайча, отмечала, что она не утратила своих свойств и гнется, как цепочка [44, с. 91, клад 31]. Необычные возможности такого плетения обнаружены автором и при исполнении его в модели из жесткого шнура.
Точно такое же плетенье, как в гривнах (6а), нарисовано в заставке рукописи XII в. [19, табл. VII (2)] (9), но здесь пропущенные по краям и в середине шнурки стабилизируют плетенье, в результате чего получается плоский ажурный поясок из витыч сочленений, что подтвердилось и в модели.
Петельные плетенья ходом шнуров в направлении S (рис. 5 (10—14)
Такое плетенье в два шнура без зацепления петель лежит в основе орнамента грузинской резьбы по дереву X — XI вв. [18, илл. 52] (11). Плетенье в один шнур без зацеплений дано на схеме (10).
Теоретические построения такого вида в один, два и три шнура с зацеплениями петель показаны на схемах (12—14).
___________
1 Рубаха хранится в Архангельском соборе Московского Кремля. Анализ техники шитья сделан Т. Н. Кошляковой.
Плетение из 4-х шнуров - самая распространённая и наиболее простая техника плетения.
Перед заплёткой выполнить начальный узел с петлёй для подвешивания.
1. Сложить шнуры пополам.
2. Один шнур уложить вокруг другого и сделать узел. Один из шнуров предварительно можно продеть в колечко для брелока.
3. Крепко стянуть узел – в результате получится петля для подвешивания.
4. Перевернуть заготовку с петлёй вверх ногами, расположи 4 конца шнуров крестообразно и продолжить плетение круглым или квадратным способом.
Круглое плетение из 4-х шнуров ведётся по кругу поочерёдно каждым из концов. Цвета в нём распределяются по спирали.
1. Укладывают 2 длинных шнура крестообразно. Верхний конец шнура (А) перекладывают вниз, на правый конец (Б), образуя петлю.
2. Правый конец шнура (Б) перекладывают налево, на нижний конец (В).
3. Нижний конец шнура (В) перекладывают вверх, на левый конец (Г).
4. Левый конец шнура (Г) перекладывают направо и продевают в петлю, образованную верхним концом (А) – шнуры закрепились в «замок».
5. Сильно затягивают все четыре конца шнура.
Повторяют шаги 1-5 до требуемой длины изделия. В результате получается круглое сплетение с чередованием цвета по спирали.
Квадратное плетение из 4-х шнуров ведется сначала двумя шнурами одного цвета, затем двумя шнурами другого цвета. Цвета в нём распределяются по граням плетёнки.
1. Укладывают шнуры крестообразно. Верхний конец шнура (А) перекладывают вниз, образуя петлю.
2. Нижний конец шнура (Б) перекладывают вверх, образуя петлю.
3. Правый конец шнура (В) перекладывают влево и продевают в петлю, образованную концом Б.
4. Левый конец шнура (Г) перекладывают вправо и продевают в петлю, образованную концом А – шнуры закрепились в «замок».
5. Сильно затягивают все четыре конца шнура.
Повторяют шаги 1-5 до требуемой длины изделия. В результате получается сплетение квадратной формы с гранями, чередующимися по цвету.
Выполнив последний ряд, заделывают концы шнуров одним из следующих способов.
1. Брелок с кисточкой: не затягивая шнуры последнего ряда, каждый конец по кругу продевают под следующий шнур в центр плетенки. Затем все концы хорошенько затягивают.
2. Брелок с тупым концом: сильно затянгтвают последний ряд и подрезают концы плетенки маникюрными ножницами. Концы шнуров осторожно оплавляют. У пластиковых шнуров концы оплавлять не надо.
ИСТОЧНИК: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия"
Китайский узел "Удача"
Самыми большими мастерами в деле плетения узлов были и остаются китайцы. Сама веревка и процесс ее закручивания и завивания настолько священны для них, что они обозначаются их тем же иероглифом, что и удача, счастье, божество.
Сегодня мы с вами будем плести узел Удача. Он может стать выражением добрых пожеланий, талисманом удачи или просто
Для усиления магических свойств в узел Удача вплетают драгоценные камни, монеты, бусинки, выбирают яркие, жизнерадостного цвета нити. Даже если Вы никогда не плели китайские узелки, не стоит пугаться. Несколько попыток и символ удачи будет готов. Делаем по шагам:
1. Кроме подходящего шнура приготовьте небольшую подушечку и английские булавки. С их помощью нити будут находиться в неподвижном положении, что удобно во время плетения.
2. Сложите нить так, как показано на рис. 1. Свободные концы должны свисать вниз. Лепестки оставьте длиной 15 сантиметров.
3. Возьмите оба свободных конка веревки (нижний лепесток) и положите его на правый, подняв нити вверх и оставив внизу петельку. Закрепите положение иголками.
4. Далее правый лепесток накладывается на верхний, а под образовавшуюся петлю заводится нижний, концы закрепить иголками.
5. Аналогично на соседний левый лепесток накладывается верхний, а в полученную петлю снизу заводятся нити правого лепестка, вновь закрепив иголками.
6. Когда дело дойдет до левого лепестка, его концы заводятся в петлю от нижнего. Рис. 2.
7. Теперь аккуратно потяните за все четыре нити, выкладывая узел. Первый шаг выполнен.
8. Повторите еще раз с 3 по 7 этапы. У Вас получится второй узел поверх первого.
Все, узел Удача готов! Выровняйте нити лепестков. Можно из первого узла вытянуть нити для маленьких лепесточков. Сверху и внизу получится немного по-разному, что даже интереснее.
Узел Удача можно повесить около входа в дом, в автомобиль, в офис, положить в сумку или портмоне, использовать в качестве украшения.
Источники:
http://art-con.ru, http://www.rukodelie.by, http://www.liveinternet.ru
Еще статьи:
Комментариев пока нет!